Этой весной в Хибинах побывала команда проекта RideThePlanet, которая снимает фильмы о фрирайде в разных уголках мира. В составе команды - прорайдер фирмы Black Diamond Skis, один из лучших фрирайдеров России - Кирилл Анисимов. С ним мне удалось поболтать в уютной обстановке бара на 25-ом. В тот день погода была нелетная и мне повезло на время отвлечь Кирилла от приятного общения с коллегами)
Обладатель кубков России и Европы по фрирайду в живом общении оказался человеком очень скромным и интеллигентным. Интересен он для меня был, прежде всего, как личность)
Родилась и выросла звезда российского фрирайда в Приэльбрусье...
- Папа поставил меня на лыжи в три года. Так как жили мы в горах, папе просто это было сделать. В три года катался так, за палочку, а лет в пять-шесть меня уже с Чегета спустили. Потом немножко в спортшколу походил, года четыре.
- Не понравилось?
- Да, я в детстве не очень любил всякие соревнования, собственно, до сих пор не люблю. Дело шло к 9-10 классу, вот я и бросил. Нужно было куда-то поступать. Папа мне посоветовал в военное училище, и я чего-то решил пойти, мне, по большому счету, было все равно. Получил две специальности - гражданскую и военную. Так что по образованию я инженер-химик. Через шесть лет вернулся домой, поработал года три в нашем институте ВГИ, не помню что там делал, но параллельно катался. Из института ушел работать спасателем. Лет семь работал, потом в 2000м году придумали фрирайд-программу с гидами.
- Тогда фрирайд, насколько помню, только-только появился в России?
- Даже понятия этого не было. Только лыжи стали широкие появляться, да и сноуборд лет за пять до этого только появился. С того времени и занимаюсь этим плотно.
- Были такие периоды, когда вы прекращали катание?
- Да, когда учился. После учебы тоже, на заработки бывало ездил в Москву, промальп и всё такое.
- Не понаслышке знаю, сколько времени отбирает плотное катание. Часто ради хорошей погоды приходится жертвовать личной жизнью, семейными праздниками какими-то. Испытывали ли вы подобные проблемы, работая в горах?
- Мне очень повезло, что я живу в горах, и основная работа у меня происходит дома. Последние годы сложилось так, что приходится много ездить, но без этого нельзя прогрессировать. Конечно, жена иногда бывает недовольна, но она знала на что шла) Отсутствую дома я, впрочем, не чаще чем большинство населения. Есть другой повод для волнения - моя работа связана с событийной опасностью, у меня очень много друзей погибло за эти годы. Независимо от опыта, с каждым может рано или поздно что-то случиться, по этому поводу жена да, напрягается. Но я успокаиваю себя тем, что риск присутствует везде. Я пока не готов это всё бросить.
фото: Сергей Шестихин
- А жена тоже катается?
- А жена тоже катается?
- Да, на борде.
- И детей ставите на лыжи? )
- В этом году младшего поставил, старший уже катается. Старшему 8 лет, младшему 5 с половиной.
- А был у вас инструкторский опыт?
- Да, конечно, школу инструкторов заканчивал у Данилина. Но меня этого никогда особо не привлекало. Тяжелая, нудная и неинтересная работа. Я только по необходимости инструктором работаю, я уж лучше строить что-то буду, когда заняться нечем)))
- В Хибинах бывали до этого? Чья идея была снять здесь фильм о фрирайде?
- В Хибинах был один раз в 2002 году и вот в этом апреле был на Опенкапе. Идея снимать тут фильм принадлежит руководителю проекта Косте Галату. Идея причем несколько вынужденная - пробивали Шпицберген, но не сложилось ни финансово, ни организационно. А где же еще в мае можно снимать...Место в принципе интересное, есть своя история, экзотика - всё есть, была б погода.
- Можете назвать плюсы и минусы Хибин для фрирайда?
- Да легко. Плюсы - длинный сезон, много снега, доступность скитурная, небольшие перепады - ходить легко; компактность гор. 25 километр - хорошая гора для фрирайда, в миниатюре, но всё есть чтобы учиться и просто кататься. Минусы - лавиноопасность, конечно же, и полярная ночь.
- Что и где планируете снимать?
- По погоде, для съемок первое, что нужно - свет, рельеф, удобное место для оператора напротив склона. Скорее всего пойдем в цирк Ганешина, хотели Рассвумчорр поснимать, со стенки возле Кировского рудника, красивый ракурс можно с отвалами снять. Смысл фильма - создать впечатление о месте, где мы катаемся. Глупо не показывать индастриал в Кировске, если он здесь есть.
- Какой вы бы могли дать совет начинающему фрирайдеру?
- Сложно определить, кто такой начинающий фрирайдер...
- Скажу проще, - человек, который хочет кататься вне трасс.
- Человек, который хочет кататься вне трасс, прежде всего, должен учиться кататься) Это первое и то, чего больше всего не хватает российским фрирайдерам. Часто люди начинают сразу с катания вне трассы. Это неправильно, такой фрирайд очень ограничен. Человеку который неуверенно стоит на лыжах, падает и не может проехать намеченную линию, думает как ему ноги поставить, чтобы повернуть, опасно находиться на необорудованных склонах. Фрирайд - это не спорт. Это не ноги, а голова прежде всего. Фрирайд - это опыт, который накапливается по ступенькам, во фрирайде нужно постоянно анализировать, все органы чувств должны быть задействованы. Это не значит, что учиться нужно только на отратраченном склоне, но нужно учиться там, где безопасно, откуда новичок может легко выбраться.
- Горнолыжная школа вам много дала?
- Что-то, конечно, дала, но не много. Она полезна, как и всякое обучение, особенно в детстве, когда учиться легко, но главное ею не перекормить ребенка, чтобы он не перестал получать удовольствие от катания и не поставил потом лыжи в угол. Обратная сторона спорта - он убивает желание кататься. Пусть лучше мои дети катаются меньше, хуже, но для них это будет в удовольствие...
...Вот такие они - первые фрирайдеры на Руси) Ждем Кирилла в новом сезоне, который уже не за горами!